Шри-Ланка. Храм Зуба Будды – главная святыня острова?

В январе 1998 года в главные ворота Храма Зуба Будды врезался грузовик со взрывчаткой. Несколько человек погибли, были раненые, самому храму причинен ущерб. Это был очередной теракт, осуществленный «Тиграми освобождения Тамил-Илама» — террористической организацией, развязавшей в стране большую гражданскую войну.

Шри-Ланка — остров, богатый на буддийские святыни. Несмотря на то, что страна «перескочила» сразу от состояния английской колонии к тому, что они называют социализмом, это никак не сказалось на верованиях ее жителей. А верят все, у каждого своя вера. Никому из властей не приходило в голову трогать храмы, расстреливать священнослужителей. Буддизм, индуизм, ислам и христианство мирно уживаются на острове, это политкорректно отражено даже в символике национального флага (есть «тамильская» и «мусульманская» полоски). Однако вся половина 20 века была сплошной гражданской войной, которая докатилась и до города Канди.

После происшедшего храм находится под усиленной охраной военных. На фотографии можно видеть королевский дворец, пропускной пункт, где могут обыскать личные вещи, главные ворота храма, через которые и ворвались 13 лет назад тамильские террористы. Военные есть и в храме, они могут досматривать даже цветы, принесенные верующими на праздник.

До прихода тамилов с юга Индии на Цейлоне расцвели два королевства. Несмотря на то, что существуют древнейшие цейлонские хроники IV—V вв. еков нашей эры, история этих королевств мало известна. Но некоторые королевства оставили свои столицы — а это дворцы, храмы, даже сады, это целые сохранившиеся города.

Анурадхапура (4-й век до н. э. ) — первая известная столица сингальского государства. Индоевропейская астрологическая традиция дала и имя этому древнейшему городу — по звезде Анурадха, которая сияла над городом почти полторы тысячи лет. В результате многочисленных интервенций город был сожжен и разрушен, сейчас это — открытый музей под открытым же небом.

Полоннарува (до 13 века нашей эры) — следующая столица и следующий музей под открытым небом. Все эти города сейчас — часть мирового культурного наследия ЮНЕСКО, как и город Канди.

Средневековая столица Цейлона — город Канди (Сенкадагалапура). Его основал в горном массиве центра острова король Викрамабаху III на берегу искусственного озера в пору португальского «пришествия». 225 лет город, местное название которого Маха-Нувара (Великий город), был столицей независимого сингальского государства. Название Канди дали португальцы, в переводе это и значит «гора».

Удалось кандийцам один раз отбиться и от англичан, однако следующего вторжения город не выдержал. Именно в Канди, в Святом городе внутри самой средневековой столицы, было подписано соглашение о том, что королевство становится колонией Великобритании (Кандийская конвенция — 1815 год).

Город Канди также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но Канди еще — религиозная столица страны. В городе огромное количество памятников, все они заслуживают внимания. Но главная достопримечательность Канди — святыня буддийского мира — Храм Зуба Будды (Шри-Далада-Малигава — Sri Dalada Maligawa).

Храм Зуба Будды входит в дворцовый комплекс, включающий в себя королевский дворец, несколько прочих храмов, индуистских и христианский, и, собственно, главное — Храм, который хранит зуб Будды.

После кремации Будды фрагменты его останков были разделены на 8 частей и разнесены по странам, которые уже к тому времени приняли буддизм. Этоn зуб, как священную реликвию, привезла на остров сингальская принцесса, спрятав его в своих волосах, в 311 году. Вся история «обретения зуба» изложена в живописных полотнах на втором этаже храма. Однако сам зуб хранится в ларце, вложенном в другие ларцы. Увидеть его невозможно: этой чести удостаиваются очень немногие (советские космонавты входили в число этих немногих).

Святыне посвящены и все праздники и ритуалы, происходящие в цейлонском храме. Это еженедельные и ежемесячные праздники (в период полнолуния), а также главный праздник — Есала-Мангаллайа (Esala Mangallaya). В этот августовский день святыню торжественно выносят, поместив ее в шкатулку на спине храмового слона. Это исключительно торжественный день для всего острова, день фестивалей, празднеств, пения, танцев, акробатических трюков.

Но храмовую музыку удалось услышать и в январе. Это совершенно потрясающая музыка и зрелище одновременно. Три барабанщика и один исполнитель на традиционном местном духовом инструменте воспроизводили нечто совершенно неслыханное для западного уха. Грохот и резкий визг духового инструмента, при этом все удивительно гармонично и величественно. Удивительная древняя музыка, которая ждет еще своих исследователей. Когда поют молитвы — сама манера пения немного напоминает бурятское и монгольское горловое пение, но вот играют — ни на что не похоже, на мой взгляд.

Столь же древние костюмы на храмовых музыкантах: оголенные плечи, широкий красный пояс, белая юбка с белым же головных убором. Пришедшие на праздник в храм буддисты (многие с детьми) тоже все в белом.

В храме много традиционных атрибутов буддизма. Лунный камень у входа — особенность всех буддийских храмов. Это гранитная плита с высеченными на ней фигурами животных и растений, в этих фигурках заключена глубокая символика: ползучие растения — это поиск правды через страдания, животные — это скрытые инстинкты человека, и так далее. На этот камень необходимо встать, чтобы очиститься духом, после чего уже можно заходить в храм. Заходить полагается только босиком или в носках — даже если идет ливень, обувь в буддийских храмах под запретом. Остальная одежда значения не имеет, главное, чтобы были прикрыты колени и плечи.

Есть в храме и увековеченная копия отпечатка ступни Будды. А также музей знаменитого храмового слона, память о котором свято чтут, сделав чучело и поместив его в отдельное помещение с жизнеописанием священного животного.

Гранит, известняк, мрамор, ценные породы древесины, слоновая кость — это материалы, из которых строился храм Зуба Будды с его расписными потолками. Он очень красив — и днем, и вечером, он грандиозен и величественен, он играет и политическую роль: именно с балкона этого храма произносит свою приветственную речь к народу вновь избранный президент Шри-Ланки.

За храмом стоит памятная стела — на этом месте некогда была казнена семья знатного ланкийца, которого англичане заподозрили в антианглийских настроениях. История казни детей настолько жуткая, что приводить ее не хочется.

Священный город в Канди — совершенно уникальное культурное явление. Здесь сразу несколько храмов разных конфессий. Об индуистских храмах можно почитать в следующий раз.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: