Воспитание ребенка в семье инвалида.
Создание семьи для человека с ограниченными физическими возможностями у нас в стране весьма проблематично. Подчас, чтобы организовать совместную жизнь двух людей с частично утерянными двигательными функциями, необходимы специальные жилищные условия, приборы, приспособления, способные помочь таким людям устроить свой быт. Нередко, в дополнение к этому, данная семья нуждается и в человеке, который бы выполнял определенные дела, участвовал в решении возникающих у них бытовых и социальных проблем. Однако, в перечни бесплатных услуг, оказываемых специальными работниками органов социальной защиты инвалидам на дому, есть только самое элементарное: принести продукты из магазина, купить лекарства в аптеке, оплатить квитанции за квартплату, свет, телефон, иногда помочь инвалиду получить или отнести справки в Собес, добраться до больницы или поликлиники. В остальных случаях проблемы инвалида – только его проблемы.
Но с этим еще как-то можно справиться: просить помощь у родных или друзей; если есть деньги – нанять человека-помощника. Куда сложнее обстоит дело с психологической стороной этого вопроса.
К сожалению, наше общество, имея неправильное суждение о людях с ограниченными физическими возможностями, об их жизни, душах, очень негативно относится к созданию таких семей. «Зачем это нужно инвалидам!» - подчас даже с возмущением рассуждают здоровые. Да что говорить об окружающих, когда порой даже самые близкие люди, родители считают также.
Многие из них, имея больную дочь или сына, бывают категорически против того, чтобы в их семью входил еще один инвалид. Ну, а если, вдруг полноценный человек жениться, или выходит замуж за инвалида, это вообще расценивается окружающими как нечто из ряда вон выходящее! Нередко данные семьи распадаются именно из-за такого общественного мнения. Далеко не каждый может посвятить себя постоянной борьбе за свое счастье…
Однако, несмотря на все это, находятся среди нас смельчаки, которые не идут на поводу у общественного мнения, а строят свою жизнь, как им подсказывает сердце: создают семьи, посвящают себя друг другу, рожают детей, и бывают весьма счастливы.
У Светланы в личной жизни все сложилось немножко иначе. Известно, что уже изначально в каждой женщине заложен материнский инстинкт. И хотя, взрослея, она умом осознавала, что в силу двигательных расстройств, вряд ли будет возможным ей испытать чувство материнства, сердце продолжало надеяться на какое чудо. Долгое время, она по-хорошему завидовала всем беременным женщинам, их скорому будущему материнству. Но вот в тридцать три года и ей все же посчастливилось испытать это чувство. Однако по началу ее радости не разделяли практически никто: ни родители, ни знакомые, за исключением двух-трех человек. Врачи же, сразу, в один голос, настаивали на аборте. «Да как Вы будете ходить девять месяцев с таким грузом? А как рожать при такой спастической диплегии? А вдруг ребенок тоже родиться больным?» - пугали они ее.
Волновалась Светлана лишь по последнему поводу. Хотя знала, что ДЦП в большинстве случаев не передается по наследству. Решилась, вопреки всему, оставить ребенка. Раз Господь подарил такое счастье, значит нужно выстоять… Когда ее беременность стала заметной, Светлана видела, что у многих окружающих она вызывала шок. «Совсем обалдела девка, сама еле ходит, да еще рожать надумала…» – частенько шушукались женщины за ее спиной. Почти тоже самое слышала она и в женской консультации. Но удивляла Светлану не это. Больше всего поражало то, что на женщину с физическим недугом, пришедшую в женскую консультацию или роддом, смотрели как на очень странного, непонятного человека. Вы и рожать? К тому же в этих медицинских учреждениях совершенно ничего не приспособлено для женщин-инвалидов, да и сами врачи подчас не знают, с какой стороны подойти к ним.
Дочку родила Светлана сама, без кесарева сечения. Вроде бы все нормально. Бабушка и дедушка приняли внучку, все заботы о ней взяли полностью на себя. Но с первых же минут ее жизни, медики стали перестраховываться: постоянные консультации детского невропатолога, ортопеда. Пока девочка не пошла – Светлана жила в страхе: не дай Бог, дочурка повторит ее судьбу. Никакой научной, медицинской литературы о воспитании ребенка в семье инвалида ей найти не удалось. Врачи толком тоже ничего посоветовать не могли. Лишь в общении с женщинами-инвалидами, которые уже имели детей, она получала необходимые сведения. Многие сетовали на то, что у нас в России нет специальных психологов, не существует службы помощи, которая бы и морально и физически поддерживала неопытную мать-инвалида. Может быть, государству не выгодно содержать подобные службы. Но ведь и такие женщины ему рожают здоровых детей!
До года поднимать, растить ребенка женщине с физическими ограничениями тяжеловато. Спасибо родителям. И искупают, и из ванны вытащат. Хотя некоторые женщины и с больными ногами, или руками приспосабливаются сами ухаживать за малышом. Как только ребенок начинает понимать, найти общий язык с ним уже легче.
Однако тут начинаются новые проблемы другого характера. Ребенок воспринимает родителей таковыми, какие они есть. Он любит их и плохо передвигающихся, и плохо говорящих, и сидящих в инвалидной коляске. Они родители! Но на улице дети-сверстники, часто спрашивают: «А почему у тебя родители не такие как у нас? Они больные?». Случается, что даже дразнят его по этому поводу. Малыш часто травмируется от таких вопросов. И порой невозможно ему объяснить все происходящее.
Вообще-то, дети – существа ангельские. И, скорее всего, поступают они так злобно не по велению сердца и разума, а по воспитанию в семье. Видимо, просто дома ведутся такие разговоры…
Следующий этап – детский сад и школа. Когда впервые мама или папа с физическими ограничениями приводит туда своего ребенка, воспитатель или учитель, не воспринимает больного родителя как полноценного. Бывают случаи, когда они приглашают для беседы кого-то другого из этой семьи. Дети же из группы или класса, до этого никогда не встречающиеся и не общающиеся с «больной тетей и дядей» с нескрываемым любопытством рассматривают их, пристают с вопросами. Ребенку таковых родителей, конечно, бывает тяжело. Нередко, приходя домой, малыш начинает плакать из-за того, что у него родители не такие, как у всех. И вот тут подчас не находится правильных слов, чтобы разъяснить на понятном детском языке, что у мамы, папы есть какие-то недостатки, которые ни в коем разе не будут мешать его нормальному полноценному развитию.
Опять-таки нужна помощь психолога, хорошо знакомого с этими проблемами. Но таковых практически нет. Приходится методом проб и ошибок, искать варианты поведения в таких непростых ситуациях. Иногда ребенок сознательно скрывает, что родителей приглашают в школу на родительское собрание: не хочет, чтобы кто-то в классе знал, что у него больные мама, папа. Например, дочка Светланы, уже с трех лет, спокойно ездит с ней по всей Москве, по мере необходимости без напоминания помогает маме переходить дорогу, заходить в общественный транспорт. Но, когда дело касается того, чтобы Светлана проводила ее в школу, она всячески отказывается от этого. Видимо, там, где ребята с детства привыкли к необычной походке ее мамы и уже не обращают на нее никакого дополнительного внимания(в доме, дворе и т.д.), или же в среде незнакомых, чужых людей, мнение и разговоры которых не имеют никакого значения для девочки, она спокойно находится рядом со Светланой.
Совершенно иное дело в детском саду или школе. Здесь ребята могут обидеть, посмеяться над физическим недугом мамы. За ребенком на протяжении всех лет учебы может существовать какое-то неприятное клеймо, очень его травмирующее.
Поэтому, в данном случае, психика ребенка уже самопроизвольно защищается от ненужных стрессов, найдя самый лучший способ оградить себя от них путем не дозволения мамы приходить в школу. Например, Светлана вовремя поняла это, и старается, не появляться в школе, обсуждаю все проблемы с классным руководителем по телефону. А что бы было, если бы она проигнорировала просьбу дочери, посчитала ее за очередной детский каприз? Как сложились бы у нее отношения с одноклассниками, с учителями?
Дочь еще мала. Но уже сегодня Светлана постоянно задумывается, как и что нужно сделать для ее развития, которое получает ребенок от полноценной матери? Хватит ли ее физических и материальных средств(ведь в семейном бюджете Светланы гарантирована лишь пенсия по инвалидности и пособие на ребенка как матери-одиночке), чтобы воспитать дочь высоко духовным, нравственным и интеллектуальным человеком? Очень тревожит и ее будущее, в плане получения профессии, знакомств, создания семьи. Светлана боится и то, что ее физический недуг может стать большой помехой для последнего. Ведь, согласитесь, далеко не каждые родители хорошего юноши захотят породниться с девушкой, мама которой имеет физические недостатки…
Несмотря на все эти проблемы, Светлана счастлива, что воспитывает дочь. Однако иногда ей в голову приходит мысль, даже вопрос: а имела ли она право рожать ее в стране, где общество не может адекватно относиться к людям, имеющим ограниченные физические возможности? Где весь окружающий мир в целом пока не в состоянии принять таковых, как людей, которым тоже хочется иметь хорошую профессию, уютный дом, любимого человека, ребенка. Где государство еще не готово, ни материально, ни морально обеспечить им более менее нормальное существование…
Но будет ли оно когда-нибудь готово?
источник http://www.nicemama.com
Но с этим еще как-то можно справиться: просить помощь у родных или друзей; если есть деньги – нанять человека-помощника. Куда сложнее обстоит дело с психологической стороной этого вопроса.
К сожалению, наше общество, имея неправильное суждение о людях с ограниченными физическими возможностями, об их жизни, душах, очень негативно относится к созданию таких семей. «Зачем это нужно инвалидам!» - подчас даже с возмущением рассуждают здоровые. Да что говорить об окружающих, когда порой даже самые близкие люди, родители считают также.
Многие из них, имея больную дочь или сына, бывают категорически против того, чтобы в их семью входил еще один инвалид. Ну, а если, вдруг полноценный человек жениться, или выходит замуж за инвалида, это вообще расценивается окружающими как нечто из ряда вон выходящее! Нередко данные семьи распадаются именно из-за такого общественного мнения. Далеко не каждый может посвятить себя постоянной борьбе за свое счастье…
Однако, несмотря на все это, находятся среди нас смельчаки, которые не идут на поводу у общественного мнения, а строят свою жизнь, как им подсказывает сердце: создают семьи, посвящают себя друг другу, рожают детей, и бывают весьма счастливы.
У Светланы в личной жизни все сложилось немножко иначе. Известно, что уже изначально в каждой женщине заложен материнский инстинкт. И хотя, взрослея, она умом осознавала, что в силу двигательных расстройств, вряд ли будет возможным ей испытать чувство материнства, сердце продолжало надеяться на какое чудо. Долгое время, она по-хорошему завидовала всем беременным женщинам, их скорому будущему материнству. Но вот в тридцать три года и ей все же посчастливилось испытать это чувство. Однако по началу ее радости не разделяли практически никто: ни родители, ни знакомые, за исключением двух-трех человек. Врачи же, сразу, в один голос, настаивали на аборте. «Да как Вы будете ходить девять месяцев с таким грузом? А как рожать при такой спастической диплегии? А вдруг ребенок тоже родиться больным?» - пугали они ее.
Волновалась Светлана лишь по последнему поводу. Хотя знала, что ДЦП в большинстве случаев не передается по наследству. Решилась, вопреки всему, оставить ребенка. Раз Господь подарил такое счастье, значит нужно выстоять… Когда ее беременность стала заметной, Светлана видела, что у многих окружающих она вызывала шок. «Совсем обалдела девка, сама еле ходит, да еще рожать надумала…» – частенько шушукались женщины за ее спиной. Почти тоже самое слышала она и в женской консультации. Но удивляла Светлану не это. Больше всего поражало то, что на женщину с физическим недугом, пришедшую в женскую консультацию или роддом, смотрели как на очень странного, непонятного человека. Вы и рожать? К тому же в этих медицинских учреждениях совершенно ничего не приспособлено для женщин-инвалидов, да и сами врачи подчас не знают, с какой стороны подойти к ним.
Дочку родила Светлана сама, без кесарева сечения. Вроде бы все нормально. Бабушка и дедушка приняли внучку, все заботы о ней взяли полностью на себя. Но с первых же минут ее жизни, медики стали перестраховываться: постоянные консультации детского невропатолога, ортопеда. Пока девочка не пошла – Светлана жила в страхе: не дай Бог, дочурка повторит ее судьбу. Никакой научной, медицинской литературы о воспитании ребенка в семье инвалида ей найти не удалось. Врачи толком тоже ничего посоветовать не могли. Лишь в общении с женщинами-инвалидами, которые уже имели детей, она получала необходимые сведения. Многие сетовали на то, что у нас в России нет специальных психологов, не существует службы помощи, которая бы и морально и физически поддерживала неопытную мать-инвалида. Может быть, государству не выгодно содержать подобные службы. Но ведь и такие женщины ему рожают здоровых детей!
До года поднимать, растить ребенка женщине с физическими ограничениями тяжеловато. Спасибо родителям. И искупают, и из ванны вытащат. Хотя некоторые женщины и с больными ногами, или руками приспосабливаются сами ухаживать за малышом. Как только ребенок начинает понимать, найти общий язык с ним уже легче.
Однако тут начинаются новые проблемы другого характера. Ребенок воспринимает родителей таковыми, какие они есть. Он любит их и плохо передвигающихся, и плохо говорящих, и сидящих в инвалидной коляске. Они родители! Но на улице дети-сверстники, часто спрашивают: «А почему у тебя родители не такие как у нас? Они больные?». Случается, что даже дразнят его по этому поводу. Малыш часто травмируется от таких вопросов. И порой невозможно ему объяснить все происходящее.
Вообще-то, дети – существа ангельские. И, скорее всего, поступают они так злобно не по велению сердца и разума, а по воспитанию в семье. Видимо, просто дома ведутся такие разговоры…
Следующий этап – детский сад и школа. Когда впервые мама или папа с физическими ограничениями приводит туда своего ребенка, воспитатель или учитель, не воспринимает больного родителя как полноценного. Бывают случаи, когда они приглашают для беседы кого-то другого из этой семьи. Дети же из группы или класса, до этого никогда не встречающиеся и не общающиеся с «больной тетей и дядей» с нескрываемым любопытством рассматривают их, пристают с вопросами. Ребенку таковых родителей, конечно, бывает тяжело. Нередко, приходя домой, малыш начинает плакать из-за того, что у него родители не такие, как у всех. И вот тут подчас не находится правильных слов, чтобы разъяснить на понятном детском языке, что у мамы, папы есть какие-то недостатки, которые ни в коем разе не будут мешать его нормальному полноценному развитию.
Опять-таки нужна помощь психолога, хорошо знакомого с этими проблемами. Но таковых практически нет. Приходится методом проб и ошибок, искать варианты поведения в таких непростых ситуациях. Иногда ребенок сознательно скрывает, что родителей приглашают в школу на родительское собрание: не хочет, чтобы кто-то в классе знал, что у него больные мама, папа. Например, дочка Светланы, уже с трех лет, спокойно ездит с ней по всей Москве, по мере необходимости без напоминания помогает маме переходить дорогу, заходить в общественный транспорт. Но, когда дело касается того, чтобы Светлана проводила ее в школу, она всячески отказывается от этого. Видимо, там, где ребята с детства привыкли к необычной походке ее мамы и уже не обращают на нее никакого дополнительного внимания(в доме, дворе и т.д.), или же в среде незнакомых, чужых людей, мнение и разговоры которых не имеют никакого значения для девочки, она спокойно находится рядом со Светланой.
Совершенно иное дело в детском саду или школе. Здесь ребята могут обидеть, посмеяться над физическим недугом мамы. За ребенком на протяжении всех лет учебы может существовать какое-то неприятное клеймо, очень его травмирующее.
Поэтому, в данном случае, психика ребенка уже самопроизвольно защищается от ненужных стрессов, найдя самый лучший способ оградить себя от них путем не дозволения мамы приходить в школу. Например, Светлана вовремя поняла это, и старается, не появляться в школе, обсуждаю все проблемы с классным руководителем по телефону. А что бы было, если бы она проигнорировала просьбу дочери, посчитала ее за очередной детский каприз? Как сложились бы у нее отношения с одноклассниками, с учителями?
Дочь еще мала. Но уже сегодня Светлана постоянно задумывается, как и что нужно сделать для ее развития, которое получает ребенок от полноценной матери? Хватит ли ее физических и материальных средств(ведь в семейном бюджете Светланы гарантирована лишь пенсия по инвалидности и пособие на ребенка как матери-одиночке), чтобы воспитать дочь высоко духовным, нравственным и интеллектуальным человеком? Очень тревожит и ее будущее, в плане получения профессии, знакомств, создания семьи. Светлана боится и то, что ее физический недуг может стать большой помехой для последнего. Ведь, согласитесь, далеко не каждые родители хорошего юноши захотят породниться с девушкой, мама которой имеет физические недостатки…
Несмотря на все эти проблемы, Светлана счастлива, что воспитывает дочь. Однако иногда ей в голову приходит мысль, даже вопрос: а имела ли она право рожать ее в стране, где общество не может адекватно относиться к людям, имеющим ограниченные физические возможности? Где весь окружающий мир в целом пока не в состоянии принять таковых, как людей, которым тоже хочется иметь хорошую профессию, уютный дом, любимого человека, ребенка. Где государство еще не готово, ни материально, ни морально обеспечить им более менее нормальное существование…
Но будет ли оно когда-нибудь готово?
источник http://www.nicemama.com
Отзывы и комментарии