Плюсы и минусы путешествий в больших компаниях
1. Возможность лучше узнать людей. Путешествия — это всегда открытие. И не только окружающего мира или своих возможностей, но и людей, которые тебя окружают. Когда вы вместе 24 часа в сутки, под солнцем и дождем, с тяжелыми рюкзаками, валитесь от усталости, делите остатки пищи, ломитесь сквозь чащу или бродите по улицам незнакомого города, когда вынуждены подавлять собственные амбиции, взвешивать каждое слово, ждать тех, кто сзади, — только тогда вы можете увидеть своих спутников такими, какие они есть на самом деле: со всеми сильными и слабыми сторонами, характером и ценностными ориентирами.
2. Взаимовыручка и взаимоподдержка. Известная фраза «Один за всех и все за одного» приобретает вполне конкретный смысл во время странствий в компании. В идеале — это готовность помочь друг другу, слаженность действий, учета интересов всех участников при принятии решений. В реальности — понимание того, что «люди — это важно», ведь качество путешествия не в последнюю очередь зависит от коммуникативных умений спутников и их способности договариваться и сотрудничать. Если ты забыл дома запасные носки, влажные салфетки, лейкопластырь или чашку, не беда — у кого-то всегда можно занять необходимое. Больше всего поддержку коллег чувствуешь в моменты усталости и физической слабости, когда спутники подают руку на крутом подъеме, идут медленнее или просто делятся горстью сухофруктов и шоколадом.
Однако привыкание к взаимопомощи может иметь и негативные последствия.
3. Возможность «выехать» за счет других. Путешествие в большой компании — соблазн для тех, кто любит «халявить». А «халява» в путешествии — это и экономия собственных ресурсов, и безответственность (не сделаю — сделает кто-то другой), и привычка во всем полагаться на других. Кто-то не берет в поездку зубной пасты или мыла, потому что знает, что их всегда можно одолжить у коллег. Другой не готовит бутербродов и берет минимум пищи, ведь в компании всегда найдется тот, кто наберет пищи на четырех и кого придется «разгружать».
4. Распределение организационных функций. Когда путешествие планирует группа людей, то логистические задачи можно раскинуть между ее участниками. При этом следует учитывать способности и интересы каждого: кто-то хорошо ориентируется на местности и умеет составлять оптимальный маршрут; другой легко достает билеты и находит транспортные средства даже в самых глухих деревнях; третий ищет (и при необходимости резервирует) места для ночлега; четвертый — собирает информацию об интересных объектах на пути; пятый составляет меню или узнает о ближайших пунктах питания; шестой рассчитывает бюджет путешествия и т. д. Таким образом, на каждого участника приходится значительно меньше работы, чем тогда, когда организацией путешествия занимается кто-то один.
5. Ограничения по времени передвижения и расстоянию. Группа людей движется со скоростью ее самого слабого участника. Чем больше группа, тем медленнее она проходит определенную дистанцию. Километраж, который преодолевает за день опытный турист, не под силу начинающим. Для прохождения одного и того же расстояния неопытные туристы требуют больше времени, чем опытные. То же касается лагеря, приготовление пищи и т. д. Плюс время на просмотр местности, фотографирование, любование пейзажами. Об этом нужно помнить, в частности, когда планируете длительное путешествие.
6. Финансовая выгода. Компании выгоднее заказывать частный транспорт, чем тем, кто путешествует в одиночку или небольшими группами. То же касается продуктов (здесь главное — правильно рассчитать чего и сколько).
7. Неэффективное использование времени. Ожидание коллег, которые выстаивают очереди в общественных туалетах, заказывают еду в людных местах, устраивают шопинг-туры или фотосессии у известных туристических объектов, является одним из неизменных атрибутов путешествий в крупных компаниях. Так же много времени мы тратим на обсуждение логистических деталей и изменений в маршруте, особенно когда нет четкой субординации и взаимопонимания между участниками путешествия.
8. Конфликтные ситуации. Кто-то предпочитает быстрое движение во время путешествия, другой — медленное; кто-то нуждается в комфорте, другой наоборот — привык к спартанским условиям и пытается на всем сэкономить. Некоторые не любит рисковать и предпочитает застраховаться от непредвиденных обстоятельств, другой неохотно планирует заранее, зато готов к изменениям и спонтанным решениям во время путешествия. Наш предыдущий опыт, привычки, принципы и предпочтения часто приводят к недоразумениям и спорам, способным затмить самые яркие впечатления.
9. Эмоциональное общение. Это один из самых весомых аргументов в пользу групповых путешествий. По крайней мере, для экстравертов. Пеший переход, дорога в поезде или электричке, горячий чай в грязном кабаке, ожидание транспорта — каждый момент путешествия создает возможности для вдохновенных разговоров, непроизвольных фраз, метких шуток, которые разрушают шаблоны. Плюс возможность абстрагироваться от повседневных мыслей, поговорить о действительно важных вещах, поделиться собственным опытом и, переняв опыт собеседников, расширить кругозор.
10. Коллективные игры, пение при костре или любое другое совместное действие дают ощущение принадлежности к одному сообществу. Путешествуя в компании, ты осознаешь, что ты в этом мире не один. Что рядом с тобой — фантастические люди, такие разные и в то же время очень похожие. Что здесь и сейчас вы составляете одно целое. И что этот момент имеет значение. Ведь путешествия строят мосты.