Игра «Монополия» + игра «Акционер» = ?

Игру «Монополия» знают, наверное, все. Изобретена она была ещё в разгар Великой депрессии в 1934-м году в США продавцом отопительного оборудования Чарльзом Дэрроу. На данный момент в эту игру сыграло уже полмиллиарда человек.

«Монополия» — замечательный симулятор экономической стратегии, позволяющий в игровой форме освоить основные понятия экономики, а также просто красочная, увлекательная логическая игра, позволяющая весело провести время в компании. Впрочем, для серьёзных игроков-стратегов «Монополия» слишком простая игра, в ней почти всё зависит от воли случая в виде выпадающих очков на игральных костях.

Игра «Акционер» менее известна, но не менее интересна и полезна. Эту игру придумали киевские любители стратегических настольных игр (А. Я. Зырянов и др.) на основе американской игры «Брокер». Она получила распространение в СССР после публикации в журнале «Наука и Жизнь» в 1990 году. Игра знакомит с понятиями диверсификации, плавающими курсами акций, обучает стратегии биржевой игры. В этой игре случайный фактор тоже присутствует, но влияет на ход игры гораздо меньше, чем в «Монополии». Игрокам раздаются специальные карты, с помощью которых они могут изменять цены акций (в игре 4 вида акций разных цветов). Расклад этих карт случаен, и это — единственная случайность в игре. Эта игра как раз интересна логикам, стратегам и «шахматистам», но в отличие от «Монополии» большинству людей может показаться скучной и сложной. Может быть, поэтому она не получила такого распространения, как «Монополия»?

Мне захотелось объединить две этих игры в одну, взяв из каждой игры самое лучшее: из «Монополии» её красочность, динамичность и увлекательность, а из «Акционера» — стратегию, логику и системный подход. В результате в конце февраля 2013 года от брака «Монополии» и «Акционера» родилась новая игра — «Акционерная монополия». Как и каждый ребёнок, новая игра похожа одновременно и на мать и на отца, но имеет и собственные неповторимые черты.

Что же малышка взяла от отца? Как и в «Акционере», в новой игре есть 4 актива. Но это не просто разноцветные безликие акции, а совершенно конкретные, зримые, осязаемые и всем понятные нефть, уголь, земля и жильё. Как и в «Акционере» имеются карточки, позволяющие изменять стоимость этих активов, а также информационное табло, на котором эти цены отображаются. Перед началом игры каждый игрок получает определённый набор этих карточек и строит свою стратегию. Пополнять запас карточек так же, как и в «Акционере», нельзя. Но, в отличие от «Акционера», не обязательно применять карточку каждый свой ход, их можно приберечь. Так же, как в «Акционере», нельзя продать в конце хода активы, купленные в начале хода. Это правило очень важно, иначе игра превращается в примитивную серию спекуляций. Таким образом в игру вмешивается психологический элемент: по поведению противника предугадать его дальнейшие действия и разгадать стратегию, ведь карты его вам не известны.

От матери-«Монополии» игра взяла всё остальное: игровое поле, фишки, кубики, карточки собственности, лотерейные билеты, монопольные владения, строительство домов и т. д. Ну, и конечную цель игры — разорить всех соперников.

Ход делается так: сначала делается ход «Акционера», затем бросаются кубики и делается ход «Монополии» (перемещается фишка, делаются покупки и прочие действия). Вроде бы получается, что вы параллельно играете в 2 игры, никак не связанные между собой. Но в том-то и изюминка, что удалось их связать! В «Монополии» на всех участках указаны не цены, а их площадь, а цена определяется стоимостью земли! Чтобы узнать стоимость участка, нужно площадь умножить на цену земли. А доходы с домов зависят от цены жилья. Указывается опять же площадь зданий, а стоимость аренды определяется умножением её на стоимость жилья. Для строительства домов нужно, во-первых, иметь монополию (все участки одной серии), во-вторых, заплатить не только деньги, но и определённое количество нефти и угля, которые можно купить на бирже по текущим ценам или использовать свои заблаговременно сделанные запасы. Кроме того, на некоторых участках можно строить нефтяные вышки или угольные шахты, которые приносят доход в виде определённого количества нефти или угля. Проходя клетку «Старт», игрок получает не только обычную зарплату, как в классической «Монополии», но и доход со своих предприятий. Оказавшись на клетке «Старт», можно также купить облигацию, которая даёт на каждом круге фиксированный доход.

В результате полученный гибрид, как мне кажется, объединил достоинства обоих своих «родителей» и компенсировал их недостатки. В игре сочетается развлекательность «Монополии» и стратегия «Акционера». Она получилась и не скучной, и в то же время не слишком простой. Случайный фактор, конечно, присутствует, но успех определяет здесь всё-таки правильно выстроенная стратегия, почти как в шахматах.

Для реализации игры в бумаге и картоне придуман интересный антураж — Российская империя начала XX века. Все надписи — в старой орфографии, деньгами служат уменьшенные копии царских кредитных билетов, земля измеряется десятинами, жильё — квадратными саженями, уголь — пудами. Вместо фирм — города Российской Империи, вместо монополий — регионы (Дальний Восток, Сибирь, Кавказ, Поволжье, Польша, Прибалтика, Малороссия и Столичный). Есть также транспортная и коммунальная монополии, клетки «Отдых», Тюрьма", «Полиция» и «Лотерея».

Пока игра находится в стадии разработки и апробации. Играть в нее очень интересно и весело. Возможно, некоторые правила придётся доработать, что-то добавить, что-то убрать, чтобы довести до совершенства. Буду рад выслушать конструктивную критику, советы и идеи.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: