Кому в офисе жить хорошо?
Поначалу планировал написать о самодурстве начальства и как с ним бороться. Потом решил написать опус в двух частях: первая о плохих начальниках, вторая о плохих работниках. Причем в обоих случаях хотел дополнить материал советами: что делать, кому жаловаться, как с этим бороться.
Но реальность, творимая в многочисленных офисах по всей стране, оказалась настолько фантастической, что повторять многочисленные статьи Трудового кодекса и разбавлять число знаков адресами трудовых инспекций показалось мне пресным и скучным. Кому надо, тот сам найдет. Ну, а кто смирился с участью офисного раба, тот найдет утешение в биографии Кафки. Ведь типичный офисный планктон своего времени, а меж тем прославился как писатель. На талант Кафки не претендую, но несколько случаев из современных трудовых отношений постараюсь описать.
Бывают поистине фантастические случаи в офисной жизни. Человек приезжает из Саратова в Москву, устраивается на работу, а потом его сокращают, так как «перевели» его работу… в Саратов! Хороший, кстати, пример того, что Россия является «внутренней колонией» и в 21 веке. Помните эпизод фильма «Миллионер из трущоб» о call-центре в Индии, обслуживающем клиентов в Англии? Очень распространенная практика западных компаний. У нас же компании с офисами в Москве предпочитают переносить «производство» в регионы.
Представьте себе, что в Москве начальная зарплата у специалиста банка после испытательного срока может сравняться с зарплатой начальника отдела того же банка где-нибудь в Свердловской области. При этом не факт, что в Москве банк зарабатывает больше, чем в другом регионе. Зачастую даже меньше. И зачастую руководители компании вовсе не коренные москвичи. Посему подобное отношение к землякам с «малой родины» (терпеть не могу это выражение!) необъяснимо.
Вернемся в офис. Вот господин Главный Специалист по отчетам. Усердно трудится, задерживается после окончания рабочего дня, сверяет, перепроверяет данные в таблицах. И сам эти таблицы формирует и сводит. Что называется «ручками». Присмотревшись к его работе, источнику данных (в данном случае некая CRM на внутреннем сайте компании), понимаешь, что можно сделать формирование отчетов автоматическим. Задаешь вопрос разработчикам: «Возможно ли?». Ответ: «Да, возможно. Через пять минут будет кнопка». Вуаля! Нажал — получил результат. Небольшие корректировки все же необходимы, но временные затраты падают в разы!
Думаете, Главный Специалист счастлив? Он в ужасе! Он умоляет убрать кнопку и никому ее не показывать. Ведь что тогда останется от его деятельности? Ничего! Чтобы кнопки нажимать, достаточно нанять бесплатного стажера на месяц, а потом этих стажеров менять. Оптимизация затрат! А у Главного Специалиста семья и кредиты.
Посему имитация трудовой деятельности стоит во главе угла любого сотрудника офиса. Особенно перед лицом накатывающихся волн финансового кризиса. Однако уверенность в том, что бурные телодвижения спасут от сокращения, ложная. Ведь Верховный Правитель Корпорации не дурак. Ему важно видеть экономическую необходимость работника. Пока все было хорошо, бизнес рос, деньги текли — людей набирали много и охотно. Так помещику крепостной поры приятно иметь побольше душ. Пущай ничего не делают, зато хвастаться можно перед соседями. Сколько у них челяди в отделе? Пять? У нас десять будет! То, что работы всего на троих, это дело десятое. Будет кого в кризис сокращать.
Подобное отношение руководителя может показаться странным для тех, кто помнит о главном правиле коммерческой фирмы: максимизация прибыли. Но правило это книжное, из учебников. Психологии людей оно не учитывает. Для компании более характерен подход, когда расходы стремятся сравняться с доходами. Так, например, достигнув должности Начальника Управления, человек начинает мечтать об отдельном кабинете и секретаре. При наличии денег данное желание удовлетворяется. Экономически это не обосновано никак. Просто потешить самолюбие. Опять же, как доходы упадут, так кабинет и секретаря отберут.
От людей перейдем к документам. Вот сейчас передо мной лежит трудовой договор, в котором нет ни одной обязанности сотрудника. Лишь краткое: «на основе должностной инструкции». Инструкции такой не существует. То есть либо можно делать все, что угодно, либо только то, что сам захочешь. Если захочешь. Ведь 99% должностей в России (может быть, и мире тоже) — это присутственные места! Оплачивается не сама работа, а время, за работой проведенное. Пришел в девять утра, досидел до шести вечера — получи оклад. Через год стандартное повышение. Не за заслуги, а положено так.
С одной стороны, такая система оплаты — роскошный подарок! Считай основную работу источником финансирования, а сам твори себе в удовольствие. Вот только не творится. На работе заниматься своими делами чревато (ведь ваше время оплачено), да и служба внутреннего контроля вкупе с «безопасниками» не дремлет. Вернувшись домой, устав от рутины и/или безделья, тоже не заставишь себя засесть за монитор ради творческой реализации.
Да и как-то отупляешься от офисной работы, честно говоря. Вроде были идеи, были планы, а теперь смотришь на свои же записи и просто не можешь их понять! Будто другой человек писал — грамотный, образованный, полный энтузиазма. Ведь даже если льва посадить в клетку, то унылая пародия на царя зверей выйдет. А тут человека разумного, да в офис сунуть…
Выхода из всего этого пока не видно. Тут и менять графики работ нужно, и о сдельных оплатах договариваться. Будет ли все это, или так и помрем мы в офисах, покажет, как всегда, время. Которое нам оплатили.