Что значит для нас дизайн
Какое место мы отводим дизайну в нашем бизнесе? Сложно рассмотреть реальную ситуацию, в которой пребывает ныне российский рынок графического дизайна. Веер предложений конкретных дизайнерских услуг типографий как ответ на неоформленное желание заказчика «сделайте мне красиво» – это и есть то поле, в котором идет поиск адекватных, спасительных решений, воплощенных в дизайне. Решений, в основе которых лежит понимание того, что дизайн, пусть и визитки или буклета, – это всего лишь товар и услуга, способствующие продажам других товаров и услуг.
Правильный выбор необходимого и достаточного дизайна – основное условие превращения дизайна в нормальный бизнес - инструмент в обстановке постепенно нормализующейся (то есть стремящейся к общемировой норме) экономики. Наконец и у нас дизайн становится реальным оружием конкуренции: компания хочет обойти соперника и создает более яркую упаковку для своего товара. Компании хочется выйти к западным инвесторам не с доморощенным убогим логотипом, нарисованным в начале 90-х годов. Можно сказать, что услуги дизайнеров сейчас пока еще востребованы, а сам рынок дизайна пока лишь начинает приобретать цивилизованную форму. На самом-то деле дизайн просто занимает, наконец, свое место неотъемлемого звена в системе коммерческих коммуникаций.
Сегодня графический дизайн (включая фирменный стиль, этикетку и упаковку, рекламную графику) – это основа рынка дизайна в нашей стране. Еще недавно считалось, что товарный знак должен быть постоянен и узнаваем – и в этом его основное достоинство. В последние годы и у нас (а во всем мире гораздо раньше) восторжествовал противоположный подход: если вы хотите, чтобы ваш знак не устаревал и отвечал меняющимся условиям жизни, рынка и моды, то его нужно изменять каждые пять лет. На волне экономического роста и усиливающейся конкуренции российский рынок дизайна постепенно приобретает структуру, свойственную развитым странам. В ближайшее время следует ожидать, что возрастет интерес западных специалистов к российскому рынку дизайна.
Мода на дизайн овладела Россией в то время, когда мир переживает кризис спроса на дизайнерские услуги. Например, совокупный оборот 100 крупнейших британских компаний, специализирующихся на создании дизайна брендов, сократился в 2001 году на 10%, а штат дизайнеров, работающих в этих компаниях, сократился с 3000 до 2500. Не исключено, что часть освободившейся массы дизайнеров найдет себе рабочие места на российском рынке дизайна. Если таковое произойдет, то результат непредсказуем: это может как дестабилизировать мир нашего дизайна, так и окончательно привести в чувство российскую корпорацию дизайнеров и нормализовать ситуацию на рынке дизайна.
Не надо превозносить наших дизайнеров – профессионалов среди них не большинство. Не надо опасаться наших дизайнеров – они знают свое дело ничуть не хуже, чем другие наши специалисты. В основной массе они такие же равноправные обитатели российского делового мира, как и все остальные – менеджеры, технологи, мастера. Поэтому если не мистифицировать их деятельность, то станет совершенно очевидно, что проблема эффективного дизайна так же актуальна и неразрешима в общем виде, как, к примеру, проблема эффективного менеджмента.
http://www. taro-print. ru