Методы изучения иностранного языка

Вспомните, как Вы изучали иностранный язык. В школе у Вас были учебники с детальным изложением грамматики, упражнениями, учебными текстами, разнообразными добавочными материалами. Ваш преподаватель постоянно требовал: «прочитай и переведи». То есть Вы изучали иностранный язык так называемым структурным методом.

Структурный способ состоит в том, что обучающийся постигает структуру языка, т.е. правила, на которых основываются предложения: видовременные формы, образование тех или иных частей речи, порядок слов в предложениях, различие одного грамматического периода от другого и т.п. Все это известно? Полагаю, да.

Давайте сейчас взглянем, чем нехорош структурная технология. Самый толстый минус, который сокрушает напрочь все достоинства, это долговременность. Постижение всех правил захватывает просто гигантскую часть времени! Аналогичным образом можно заниматься иностранным, начиная с 1-ого класса и до пенсии. Это никак не отвечает одному из основных принципов эффективности, в соответствии с коими время, затрачиваемое на изучение иностранного языка, должно постоянно сокращаться.

Другой изъян структурного подхода состоит в том, что в нем происходит упор на осмысливание речи. Никто не оспаривает тот факт, что перед тем, как что-нибудь произнести, надо подумать. Думать нужно! Но над содержанием высказывания, а не над его конфигурацией. Обратите внимание, что на своем родном языке мы говорим машинально. Мы возможно задумываемся над тем, ЧТО сказать, но не над тем, КАК это сделать. Построение высказывания – это рефлекс.

Когда мы учим язык структурной методикой, всегда встречаем с необходимостью осознанного построения предложений, т.е. мы относим высказывание к прошедшему, настоящему или будущему и в соответствии с этим выбираем нужное грамматическое время, мы ставим глагол в нужное лицо и число, подвергать анализу необходимость определенного или неопределенного артиклей и др. Подобным образом, мы проводим в голове очень крупную работу, прежде чем сказать фразу.

В зависимости от опыта быстрота понимания конфигурации речи у разных людей разнится. К примеру, у университетского педагога она может быть высокой, так как ему приходится постоянно употреблять иностранный язык. У студентов, которым иностранный нужен для того, чтобы на экзамене прочитать и перевести пару предложений, быстрота может не превосходить и пяти слов в минуту.

Все же при всех своих изъянах структурный метод обладает бесспорным достоинством – это серьезность изучения. Если человек основательно отнесся к постижению грамматических правил, то иностранный язык еще долго не выветрится у него из головы, даже если он не будет его использовать. И если через десять лет этот человек примет решение возобновить занятия, то весь запас знаний очень легко и быстро восстановятся.

Теперь, давайте определим альтернативный подход изучения иностранного языка. Когда-то очень давно со мной в университете учился один любопытный товарищ, который английский освоил по титрам в американских кинофильмах. Он глядел кино, выдергивал слова из предложений и искал их в словаре. И был так увлечен этим процессом, что через пару лет достиг хорошего уровня для поступления в университет.

Второй мой знакомый изучил английский язык по книгам с параллельным переводом.

Наверно, похожих примеров можно привести много, но всех фигурантов в данном случае связывает то, что они используют в изучении иностранного языка конструктивный подход, суть которого заключается в усвоении не системы языка, а конкретных случаев его употребления. Речь героев художественных фильмов – это конкретный случай конструктивного языка, печатный текст книги – это также частный случай употребления языка.
Функциональный подход - реальная альтернатива структурному подходу, хотя и не лишен своих отрицательных моментов. В частности, можно очень быстро нахвататься некоторых фраз и выражений, однако очень просто их забыть, потому что под ними не будет принципиальной основы в виде понимания их грамматики.

Но все минусы меркнут перед одним достоинством функционального подхода – изучение живого актуального языка, а не теоретической скучной системы правил. Кинофильмы, книжки, радиопередачи – это все действительно действующий язык!

Вы можете задать резонный вопрос – какой подход выбрать? Как лучше изучать иностранный язык? Я убежден, что истина всегда посередине. Нам в занятиях необходимо смешивать элементы структурной и функциональной методики. Таким образом, Вы сформируете свой структурно-функциональный метод изучения иностранного языка. От CLUB Учебе!Нет



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: