Посмертный опыт
Тот, кто задумывался о природе сознания, не пройдёт мимо свидетельств очевидцев о посмертном опыте.
Получившие серьезную травму или будучи в терминальной стадии тяжелой болезни, они пережили клиническую смерть - остановку сердца и дыхания. Биологической же смертью считается утеря мозгом всех когнитивных функций в результате повреждения коры полушарий, а прекращение электрической активности мозга с точки зрения науки эквивалентно исчезновению сознания.
Однако после остановки сердца и отсутствия циркуляции крови мозг может жить без повреждений еще несколько минут. Известны случаи восстановления сознания пострадавших во время полной остановки сердца, и более того - после прекращения электрической активности их мозга. Реанимированные помнят свои ощущения выхода за пределы тела, когда они наблюдали за происходящим как бы со стороны. Многие из них слышали, как врачи констатировали их смерть. Также они слышали шум, мчались по тёмному тоннелю навстречу свету, а затем погружались в море блаженного покоя и сияния. Перед их взором проходила вся их жизнь, в царстве света они встречали родственников и друзей. Возвращение к жизни и воссоединение с телом требовало от них усилий, похожих на преодоление усталости и пробуждение от глубокого сна.
Паря в пространстве отдельно от своего физического тела, умирающий обнаруживает, что может видеть и слышать, как прежде, но сам становится невидимым для окружающих. Констатированы случаи, когда пациенты после остановки сердца и дыхания, или после глубокой комы, могли вспомнить, как выглядели члены медперсонала и что они говорили. Наблюдая за происходящим и будучи полупрозрачным, чем-то вроде медузы или мыльного пузыря, умирающий поднимается к потолку и перемещается в пространстве, даже может просочиться сквозь стену (свидетельство Арсения Тарковского, умиравшего от гангрены в 1943)
У истоков изучения феномена продолжения жизни после смерти стоял американский психолог и врач Рэймонд Моуди. В 70-е годы он собрал множество историй околосмертных переживаний людей.
Опросы переживших остановку сердца, проведённые британским исследователем Сэмом Парниа, показали, что около двух процентов опрошенных сохраняли сознание, и один пациент дал достоверное описание происходящего после прекращения электрической активности его мозга. Однако о содержании табличек, специально прикреплённых в палате таким образом, чтобы их можно было увидеть только тем, кто оказался бы под потолком, не стало известно никому из выживших.
Околосмертные переживания в изменённых состояниях сознания, включая выход за пределы пространства и времени - используются сторонниками трансперсонального подхода как свидетельства нематериального существования после смерти. Движение умирающих по тоннелю как бы символизирует переход к иной форме существования после смерти тела.
Примечательно, что человек видит то, образ чего в том или ином виде присутствует в его сознании. Например, верующие видят картины религиозного содержания. Тот, кто испытывает чувство вины по отношению к умершим близким, видит их вновь живыми.
С этой точки зрения интересна книга американского врача-реаниматолога Морица Рулингза («За порогом смерти», 1994) собравшим свидетельства своих пациентов, возвращённых к жизни. В первой главе своей книги он описывает состояние ужаса деревенского почтальона, пережившего полную остановку сердца и дыхания, который уверял, что побывал в аду и обратился за помощью к Иисусу Христу. Интересно, каковы были бы посмертные переживания этого человека, если бы он был атеистом. Согласно статистике верующие люди в два раза чаще переживают мистический опыт, чем неверующие.
Следует принять к сведению, что опрос переживших клиническую смерть (книги докторов Кюблер-Росс и Реймонда Моуди о чувствах умирающих), имел место всегда недели и месяцы спустя, что уменьшало вероятность полной достоверности воспоминаний. Быть может, смерть, не смотря на чувство суеверного трепета, внушаемое ею, мало чем отличается от глубокого сна, обморока или того состояния, в которое погружается мозг человека при наркозе. «Сама по себе смерть напоминает обычный обморок, а прекращение деятельности сердца подобно отходу ко сну» (Мориц Рулингз)
По поводу отделения от своего тела и парения под потолком, откуда умирающий якобы наблюдает за своим собственным телом и всем окружающим, замечу следующее. Сам процесс видения окружающего есть процесс его концептуализации. Ни предметы, ни события мира не являются тем, что мы в них видим. Восприятие мира в значительной степени является творчеством нашего сознания, когда потоки энергий интерпретируются нашим мозгом как реальные объекты и события.
Если я вижу свое тело, распростертое на кровати или операционном столе, значит у меня есть органы зрения. Если есть органы зрения, значит есть и живой организм – животное или человек со вполне реальными очертаниями. Сам процесс видения заключается в воссоздании тех или иных объектов из энергетического супа. Если бы на Земле никогда не было людей и животных, на ней не было бы морей, лесов и гор такими, какими мы их видим. Не было бы ни звуков, ни запахов, ни каких-либо предметов. Потому что в самой сущности образа или звука лежит процесс их воссоздания и перцепции.
Акт видения является интерпретацией. Побывавшие на пороге смерти часто упоминают, что видели окружающих людей и предметы такими, как обычно, хотя сами были бестелесны. Здесь и находится ключ к разгадке околосмертных видений, когда, отделившись от своего тела, умирающий, однако воспринимает реальность такой же, как прежде. Поскольку наш глаз видит только линии и плоскости, мы знаем, что объекты трехмерны и отстоят друг от друга на определенном расстоянии – только на основании опыта.
Дематериализоваться и парить под потолком в виде облака, разглядывая затылки медсестер, может только фантом реальный или воображаемый, наделённый конкретным личностным опытом. Например, это не мог бы оказаться фантом младенца, ещё не умеющего различать плоские и объёмные фигуры, или правильно определять дистанцию между объектами. Известно также, что человек даже в спокойном состоянии видит несравненно больше, чем осознает. Как влияет экстремальная ситуация на восприятие и интуицию – малоизученный феномен. Если электрон также безграничен, как и атом, то безграничны и ресурсы мозга - с вечно убегающей вперёд линией горизонта, символизирующей процесс познания его тайн. Образ тоннеля, дыры («Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого) или трубы, в которой оказывается умирающий, некоторые учёные объясняют отражением процессов дегенерации и отключения зон мозга, связанных с периферийным зрением.
Ретроспекция жизни в последние моменты существования может объясняться тем, что мозг, будучи сложной системой с множеством функциональных областей, тысячами нейронных сетей связанных друг с другом, умирает постепенно. Воспроизведение наиболее значимых событий жизни перед смертью связано с особенностями памяти, представляющей собой что-то вроде залежей ископаемых с более юными и древними слоями. Процесс умирания начинается с более новых структур мозга и заканчивается более старыми. Хорошо известно также, что ощущение выхода из тела является характерным элементом переживаний, возникающих в ситуациях непосредственной опасности для жизни. В начале 2000-х годов были разработаны экспериментальные методики, позволяющие вызывать это переживание у испытуемых посредством электрической стимуляции мозга, а точнее его правой угловой извилины на границе височной и теменной долей (эксперименты Олафа Бланке). В этой области находится центр, отвечающий за единый образ тела.
Предполагается, что видение себя со стороны возникает при дезинтеграции каналов восприятия тела. Аутоскопические галлюцинации также нередки у принимающих психоделические вещества и у больных шизофренией.
Глубинные психические конструкции сознания человека базируются на его неосознанных врождённых представлениях о потустороннем, в нормальном состоянии не доступных для анализа. Психические структуры коллективного бессознательного, такие как архетипы божества и возрождения, способны в экстремальных ситуациях влиять на восприятие реальности. Эта подспудная вера в божество и бессмертие у человека не зависит от его убеждений и религиозной принадлежности, и унаследована им от доисторических предков. Например, многие из переживших клиническую смерть рассказывали о царстве покоя, где они очутились, и встрече со «светящимся существом», преисполненным прощения и любви. Между воображаемым и реальным существует очень тонкая грань. Как уже говорилось, человек видит только то, концепция чего уже существует в его сознании. В этом смысле воображаемое настолько же реально, насколько реально дерево перед домом, на которое я сейчас смотрю. Мы не видим и не слышим ничего, о чем у нас нет никакого понятия. Все видимое и слышимое нами есть действительность, сконструированная нашим мозгом и органами восприятия. Анализируя свидетельства о не локальном происхождении сознания, я вновь возвращаюсь к изначальному вопросу о его природе. Какова связь между разумом и сознанием? Ученые утверждают, что восприятие реальности определяется свойствами организма и его сенсорных систем. Возможно ли существование надличностного и над-группового сознания без вовлечения мышления и органов чувств?
Быть может, сознание — это слепая и глухая констатация присутствия, подобная той, которую человек испытывает в камере сенсорной депривации (как пилот Пиркс в одном из фантастических рассказов Станислава Лема)?
Но даже в этом случае мозг испытуемого, лишенный внешних раздражителей, получает импульсы от внутренних органов его тела, а память безостановочно вертит колёса его мышления. Само присутствие умирающего в пространстве света и само понятие света связано с наличием в его памяти представлений.
Повреждения мозга, такие как в случае с американским железнодорожным рабочим Гейджем, голову которого пробил лом, разрушив лобную долю левого полушария, а также у пациентов, переживших лоботомию – вызывают изменения восприятия, личности и сознания. Сознание изменяется также от приёма наркотиков и психофармакологических средств.
На основании наблюдений за больными слабоумием в выраженной стадии болезни Альцгеймера, приходишь к выводу, что с разрушением связей между нейронами мозга при деменции, разрушаются когнитивные способности, а вместе с ними и сознание. Если душа и сознание не зависят от степени повреждения мозга, то они должны сохраняться и каким-либо образом проявлять себя у совершенно беспомощных больных с набором чисто вегетативных реакций. Мне кажется, концепция души и бессмертного сознания, базируются на понятиях и представлениях, которые по самой своей природе не могут быть надличностными и метафизическими. В конечных стадиях болезни Альцгеймера имеет место полная утеря памяти в результате дегенерации мозга, в результате чего, гибнет то, что в общечеловеческом представлении является душой.
Особый интерес с точки зрения кажущегося разделения объективного и субъективного сознания имеют занятия медитацией. Даже такой величайший мистик как Раджниш Ошо, утверждал, что, выйдя за пределы себя и посмотрев на своё тело со стороны, вы отождествляетесь с вечным и безграничным сознанием. Он также описывал случай собственного внетелесного опыта, произошедшего с ним в юности, когда он чуть не утонул в реке. Тогда он увидел себя самого, пытавшегося выплыть из потока, сверху, причём его физическое тело и свидетель были соединены чем-то вроде серебристого энергетического шнура жизни.
Однако исследования нейробиологов показывают, что выход за пределы тела и парение над ним, - это аутоскопическая иллюзия мозга в ситуации крайнего стресса. Тело находящегося на грани жизни и смерти человека видит не ангел-хранитель, а он сам, - и за счет того, что восприятие разделяется на два потока, в коре его мозга развивается генерализованное торможение, порождающее ощущение покоя и трезвый расчёт.
Нейробиологи предполагают, что работа сознания связана с нейрохимическими процессами мозга, подчиняющимся законам классической физики, тогда как другие учёные придерживаются теории квантовой природы сознания. Она утверждает, что сознание не может быть объяснено при помощи классических наук. С этой точки зрения небезынтересно творчество популяризаторов квантовых психологических теорий. Трансерфинг реальности Вадима Зеланда - это известное в России мистическое учение о множественности миров, или пространстве вариантов, через которые человек движется в согласии со своими намерениями. Согласно этому учению, отдельную реальность каждого человека формирует его осознанное стремление получить желаемое.
Быть может, этот метод полезен как форма самопознания и самодисциплины, а также как упражнение для стимуляции зон удовольствия мозга, когда человеку не хватает положительных эмоций. Известно, что приятные происшествия, связанные с удовлетворением желаний, приводят к выбросу гормонов счастья в кровь. Однако всё, что доставляет удовольствие, в том числе и визуализации, мало чем отличающиеся по механизму воздействия от эротических фантазий, выступая в роли искусственных стимуляторов для мозга, приводят к возникновению психологической зависимости. Желание не сбывается вовремя или не сбывается никогда – по тысяче не зависимых от мечтателя причин. Например, я могу страстно желать летать как птица, или обладать способностью к телепортации, и как бы рьяно я не визуализировала себе это, желаемое не сбудется, потому что противоречит природе вещей.
Британские документалисты сняли прекрасный фильм о буднях монгольских пастухов. В результате глобальных изменений климата привычные пастбища в одном из аграрных районов страны опустели, где вымерла большая часть скота. Мать большого семейства пришла в буддийский храм, чтобы просить у высших сил защиты для своих детей. Как не посочувствовать этой пожилой труженице и её желанию, чтобы природа не была столь сурова к её семье? Однако, как бы ни визуализировал в данном случае человек благоприятный для себя исход событий, все произойдет так, как должно произойти в результате миллиона взаимосвязанных причин. Нельзя повернуть вспять изменения климата, гибель растительности и вымирание видов. Желания отдельно взятого человека, как и сама его жизнь, не имеют для природы той высочайшей ценности, которая может затормозить ход тех или иных глобальных процессов.
Практически каждое желание человека противоречит природе вещей – по крайней мере, в тот момент, когда оно возникает. Например, многие мечтают о выигрыше в лотерею или ином быстром обретении баснословного состояния – то есть о том, что не соответствует их сущности. Деньги, являясь эквивалентом энергии, не могут появиться ниоткуда и не быть связанными с болями и проблемами мира множеством нитей. Наличие большой суммы автоматически связывает её обладателя с хаосом, преступлением, убийством, эксплуатацией, голодом и болезнями тех, кто так или иначе соприкасался с круговращением этого материала, пока оно не попало к нему в руки.
Автор Галина Токталиева http://www.toktali.com
Получившие серьезную травму или будучи в терминальной стадии тяжелой болезни, они пережили клиническую смерть - остановку сердца и дыхания. Биологической же смертью считается утеря мозгом всех когнитивных функций в результате повреждения коры полушарий, а прекращение электрической активности мозга с точки зрения науки эквивалентно исчезновению сознания.
Однако после остановки сердца и отсутствия циркуляции крови мозг может жить без повреждений еще несколько минут. Известны случаи восстановления сознания пострадавших во время полной остановки сердца, и более того - после прекращения электрической активности их мозга. Реанимированные помнят свои ощущения выхода за пределы тела, когда они наблюдали за происходящим как бы со стороны. Многие из них слышали, как врачи констатировали их смерть. Также они слышали шум, мчались по тёмному тоннелю навстречу свету, а затем погружались в море блаженного покоя и сияния. Перед их взором проходила вся их жизнь, в царстве света они встречали родственников и друзей. Возвращение к жизни и воссоединение с телом требовало от них усилий, похожих на преодоление усталости и пробуждение от глубокого сна.
Паря в пространстве отдельно от своего физического тела, умирающий обнаруживает, что может видеть и слышать, как прежде, но сам становится невидимым для окружающих. Констатированы случаи, когда пациенты после остановки сердца и дыхания, или после глубокой комы, могли вспомнить, как выглядели члены медперсонала и что они говорили. Наблюдая за происходящим и будучи полупрозрачным, чем-то вроде медузы или мыльного пузыря, умирающий поднимается к потолку и перемещается в пространстве, даже может просочиться сквозь стену (свидетельство Арсения Тарковского, умиравшего от гангрены в 1943)
У истоков изучения феномена продолжения жизни после смерти стоял американский психолог и врач Рэймонд Моуди. В 70-е годы он собрал множество историй околосмертных переживаний людей.
Опросы переживших остановку сердца, проведённые британским исследователем Сэмом Парниа, показали, что около двух процентов опрошенных сохраняли сознание, и один пациент дал достоверное описание происходящего после прекращения электрической активности его мозга. Однако о содержании табличек, специально прикреплённых в палате таким образом, чтобы их можно было увидеть только тем, кто оказался бы под потолком, не стало известно никому из выживших.
Околосмертные переживания в изменённых состояниях сознания, включая выход за пределы пространства и времени - используются сторонниками трансперсонального подхода как свидетельства нематериального существования после смерти. Движение умирающих по тоннелю как бы символизирует переход к иной форме существования после смерти тела.
Примечательно, что человек видит то, образ чего в том или ином виде присутствует в его сознании. Например, верующие видят картины религиозного содержания. Тот, кто испытывает чувство вины по отношению к умершим близким, видит их вновь живыми.
С этой точки зрения интересна книга американского врача-реаниматолога Морица Рулингза («За порогом смерти», 1994) собравшим свидетельства своих пациентов, возвращённых к жизни. В первой главе своей книги он описывает состояние ужаса деревенского почтальона, пережившего полную остановку сердца и дыхания, который уверял, что побывал в аду и обратился за помощью к Иисусу Христу. Интересно, каковы были бы посмертные переживания этого человека, если бы он был атеистом. Согласно статистике верующие люди в два раза чаще переживают мистический опыт, чем неверующие.
Следует принять к сведению, что опрос переживших клиническую смерть (книги докторов Кюблер-Росс и Реймонда Моуди о чувствах умирающих), имел место всегда недели и месяцы спустя, что уменьшало вероятность полной достоверности воспоминаний. Быть может, смерть, не смотря на чувство суеверного трепета, внушаемое ею, мало чем отличается от глубокого сна, обморока или того состояния, в которое погружается мозг человека при наркозе. «Сама по себе смерть напоминает обычный обморок, а прекращение деятельности сердца подобно отходу ко сну» (Мориц Рулингз)
По поводу отделения от своего тела и парения под потолком, откуда умирающий якобы наблюдает за своим собственным телом и всем окружающим, замечу следующее. Сам процесс видения окружающего есть процесс его концептуализации. Ни предметы, ни события мира не являются тем, что мы в них видим. Восприятие мира в значительной степени является творчеством нашего сознания, когда потоки энергий интерпретируются нашим мозгом как реальные объекты и события.
Если я вижу свое тело, распростертое на кровати или операционном столе, значит у меня есть органы зрения. Если есть органы зрения, значит есть и живой организм – животное или человек со вполне реальными очертаниями. Сам процесс видения заключается в воссоздании тех или иных объектов из энергетического супа. Если бы на Земле никогда не было людей и животных, на ней не было бы морей, лесов и гор такими, какими мы их видим. Не было бы ни звуков, ни запахов, ни каких-либо предметов. Потому что в самой сущности образа или звука лежит процесс их воссоздания и перцепции.
Акт видения является интерпретацией. Побывавшие на пороге смерти часто упоминают, что видели окружающих людей и предметы такими, как обычно, хотя сами были бестелесны. Здесь и находится ключ к разгадке околосмертных видений, когда, отделившись от своего тела, умирающий, однако воспринимает реальность такой же, как прежде. Поскольку наш глаз видит только линии и плоскости, мы знаем, что объекты трехмерны и отстоят друг от друга на определенном расстоянии – только на основании опыта.
Дематериализоваться и парить под потолком в виде облака, разглядывая затылки медсестер, может только фантом реальный или воображаемый, наделённый конкретным личностным опытом. Например, это не мог бы оказаться фантом младенца, ещё не умеющего различать плоские и объёмные фигуры, или правильно определять дистанцию между объектами. Известно также, что человек даже в спокойном состоянии видит несравненно больше, чем осознает. Как влияет экстремальная ситуация на восприятие и интуицию – малоизученный феномен. Если электрон также безграничен, как и атом, то безграничны и ресурсы мозга - с вечно убегающей вперёд линией горизонта, символизирующей процесс познания его тайн. Образ тоннеля, дыры («Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого) или трубы, в которой оказывается умирающий, некоторые учёные объясняют отражением процессов дегенерации и отключения зон мозга, связанных с периферийным зрением.
Ретроспекция жизни в последние моменты существования может объясняться тем, что мозг, будучи сложной системой с множеством функциональных областей, тысячами нейронных сетей связанных друг с другом, умирает постепенно. Воспроизведение наиболее значимых событий жизни перед смертью связано с особенностями памяти, представляющей собой что-то вроде залежей ископаемых с более юными и древними слоями. Процесс умирания начинается с более новых структур мозга и заканчивается более старыми. Хорошо известно также, что ощущение выхода из тела является характерным элементом переживаний, возникающих в ситуациях непосредственной опасности для жизни. В начале 2000-х годов были разработаны экспериментальные методики, позволяющие вызывать это переживание у испытуемых посредством электрической стимуляции мозга, а точнее его правой угловой извилины на границе височной и теменной долей (эксперименты Олафа Бланке). В этой области находится центр, отвечающий за единый образ тела.
Предполагается, что видение себя со стороны возникает при дезинтеграции каналов восприятия тела. Аутоскопические галлюцинации также нередки у принимающих психоделические вещества и у больных шизофренией.
Глубинные психические конструкции сознания человека базируются на его неосознанных врождённых представлениях о потустороннем, в нормальном состоянии не доступных для анализа. Психические структуры коллективного бессознательного, такие как архетипы божества и возрождения, способны в экстремальных ситуациях влиять на восприятие реальности. Эта подспудная вера в божество и бессмертие у человека не зависит от его убеждений и религиозной принадлежности, и унаследована им от доисторических предков. Например, многие из переживших клиническую смерть рассказывали о царстве покоя, где они очутились, и встрече со «светящимся существом», преисполненным прощения и любви. Между воображаемым и реальным существует очень тонкая грань. Как уже говорилось, человек видит только то, концепция чего уже существует в его сознании. В этом смысле воображаемое настолько же реально, насколько реально дерево перед домом, на которое я сейчас смотрю. Мы не видим и не слышим ничего, о чем у нас нет никакого понятия. Все видимое и слышимое нами есть действительность, сконструированная нашим мозгом и органами восприятия. Анализируя свидетельства о не локальном происхождении сознания, я вновь возвращаюсь к изначальному вопросу о его природе. Какова связь между разумом и сознанием? Ученые утверждают, что восприятие реальности определяется свойствами организма и его сенсорных систем. Возможно ли существование надличностного и над-группового сознания без вовлечения мышления и органов чувств?
Быть может, сознание — это слепая и глухая констатация присутствия, подобная той, которую человек испытывает в камере сенсорной депривации (как пилот Пиркс в одном из фантастических рассказов Станислава Лема)?
Но даже в этом случае мозг испытуемого, лишенный внешних раздражителей, получает импульсы от внутренних органов его тела, а память безостановочно вертит колёса его мышления. Само присутствие умирающего в пространстве света и само понятие света связано с наличием в его памяти представлений.
Повреждения мозга, такие как в случае с американским железнодорожным рабочим Гейджем, голову которого пробил лом, разрушив лобную долю левого полушария, а также у пациентов, переживших лоботомию – вызывают изменения восприятия, личности и сознания. Сознание изменяется также от приёма наркотиков и психофармакологических средств.
На основании наблюдений за больными слабоумием в выраженной стадии болезни Альцгеймера, приходишь к выводу, что с разрушением связей между нейронами мозга при деменции, разрушаются когнитивные способности, а вместе с ними и сознание. Если душа и сознание не зависят от степени повреждения мозга, то они должны сохраняться и каким-либо образом проявлять себя у совершенно беспомощных больных с набором чисто вегетативных реакций. Мне кажется, концепция души и бессмертного сознания, базируются на понятиях и представлениях, которые по самой своей природе не могут быть надличностными и метафизическими. В конечных стадиях болезни Альцгеймера имеет место полная утеря памяти в результате дегенерации мозга, в результате чего, гибнет то, что в общечеловеческом представлении является душой.
Особый интерес с точки зрения кажущегося разделения объективного и субъективного сознания имеют занятия медитацией. Даже такой величайший мистик как Раджниш Ошо, утверждал, что, выйдя за пределы себя и посмотрев на своё тело со стороны, вы отождествляетесь с вечным и безграничным сознанием. Он также описывал случай собственного внетелесного опыта, произошедшего с ним в юности, когда он чуть не утонул в реке. Тогда он увидел себя самого, пытавшегося выплыть из потока, сверху, причём его физическое тело и свидетель были соединены чем-то вроде серебристого энергетического шнура жизни.
Однако исследования нейробиологов показывают, что выход за пределы тела и парение над ним, - это аутоскопическая иллюзия мозга в ситуации крайнего стресса. Тело находящегося на грани жизни и смерти человека видит не ангел-хранитель, а он сам, - и за счет того, что восприятие разделяется на два потока, в коре его мозга развивается генерализованное торможение, порождающее ощущение покоя и трезвый расчёт.
Нейробиологи предполагают, что работа сознания связана с нейрохимическими процессами мозга, подчиняющимся законам классической физики, тогда как другие учёные придерживаются теории квантовой природы сознания. Она утверждает, что сознание не может быть объяснено при помощи классических наук. С этой точки зрения небезынтересно творчество популяризаторов квантовых психологических теорий. Трансерфинг реальности Вадима Зеланда - это известное в России мистическое учение о множественности миров, или пространстве вариантов, через которые человек движется в согласии со своими намерениями. Согласно этому учению, отдельную реальность каждого человека формирует его осознанное стремление получить желаемое.
Быть может, этот метод полезен как форма самопознания и самодисциплины, а также как упражнение для стимуляции зон удовольствия мозга, когда человеку не хватает положительных эмоций. Известно, что приятные происшествия, связанные с удовлетворением желаний, приводят к выбросу гормонов счастья в кровь. Однако всё, что доставляет удовольствие, в том числе и визуализации, мало чем отличающиеся по механизму воздействия от эротических фантазий, выступая в роли искусственных стимуляторов для мозга, приводят к возникновению психологической зависимости. Желание не сбывается вовремя или не сбывается никогда – по тысяче не зависимых от мечтателя причин. Например, я могу страстно желать летать как птица, или обладать способностью к телепортации, и как бы рьяно я не визуализировала себе это, желаемое не сбудется, потому что противоречит природе вещей.
Британские документалисты сняли прекрасный фильм о буднях монгольских пастухов. В результате глобальных изменений климата привычные пастбища в одном из аграрных районов страны опустели, где вымерла большая часть скота. Мать большого семейства пришла в буддийский храм, чтобы просить у высших сил защиты для своих детей. Как не посочувствовать этой пожилой труженице и её желанию, чтобы природа не была столь сурова к её семье? Однако, как бы ни визуализировал в данном случае человек благоприятный для себя исход событий, все произойдет так, как должно произойти в результате миллиона взаимосвязанных причин. Нельзя повернуть вспять изменения климата, гибель растительности и вымирание видов. Желания отдельно взятого человека, как и сама его жизнь, не имеют для природы той высочайшей ценности, которая может затормозить ход тех или иных глобальных процессов.
Практически каждое желание человека противоречит природе вещей – по крайней мере, в тот момент, когда оно возникает. Например, многие мечтают о выигрыше в лотерею или ином быстром обретении баснословного состояния – то есть о том, что не соответствует их сущности. Деньги, являясь эквивалентом энергии, не могут появиться ниоткуда и не быть связанными с болями и проблемами мира множеством нитей. Наличие большой суммы автоматически связывает её обладателя с хаосом, преступлением, убийством, эксплуатацией, голодом и болезнями тех, кто так или иначе соприкасался с круговращением этого материала, пока оно не попало к нему в руки.
Автор Галина Токталиева http://www.toktali.com
Отзывы и комментарии