Что такое современный электронный учебник на примере учебника по информатике

Давайте попробуем определиться, что такое современный электронный учебник, что должно быть в нем, как он должен быть устроен. Сначала в общем виде, а потом на примере гипотетического учебника информатики.

Не секрет, что читать текст с бумажного носителя обычно удобнее, чем с монитора. Также устройства для чтения (так называемые ридеры и им подобные) на сегодняшний день не редко оставляют желать лучшего из-за своего размера. Поэтому если уж пользоваться электронным учебником, то он обязательно должен обладать рядом преимуществ перед его бумажным аналогом. Какими могут быть эти преимущества?


Современный электронный учебник должен:

  1. привлекать внимание школьника и вызывать желание продолжить обучение. Тем, кто создает учебник, необходимы знания основ психологии, дизайна и даже где-то НЛП. Внимание современных детей рассосредоточено, они привыкли жить в информационном шуме, поэтому учебник должен неосознанно вынуждать обучаемого к концентрации внимания.
  2. быть читабельным. Так или иначе, но нам придется иметь дело с текстом. Для его представления должен использоваться оптимальный для восприятия шрифт. Причем следует учитывать возрастные особенности обучаемых.
  3. быть мультимедийным. Конечно, это основное преимущество перед бумажным вариантом: можно не только прочитать, но и увидеть, услышать, может быть даже поиграть, т.е. воспринимать информацию всеми органами чувств. При этом мультимедийность не должна быть навязчивой, иначе она раздражает, отвлекает, и может привести к информационному стрессу.
  4. содержать методически грамотно изложенный материал. Учебник – это не пособие. Учебник как бы берет за руку ученика и ведет по науке. В какой-то степени, это учитель, воспитатель, развивающий инструмент. С другой стороны, многие талантливые учителя воспринимают учебник всего лишь как инструмент обучения. Поэтому в электронном учебнике должна присутствовать «методическая гибкость», возможность адаптации под разные ученические группы и цели обучения.
  5. обладать элементами "искусственного интеллекта": наличие гипертекста, интерактивности, виртуальной помощи и контроля. В какой-то степени такой учебник сможет заменить учителя. Это важно, если обучаемый вынужден самостоятельно осваивать материал в силу тех или иных причин.

Теперь давайте посмотрим, каким может быть современный учебник по информатике, скажем, предполагающий обучение с 5-го по 11-й класс.

Он должен содержать описание всех разделов информатики и информационной технологии: теорию информатики и информацию, алгебру логики и теорию алгоритмов, описание архитектуры компьютера, основ компьютерного моделирования, содержать сведения по компьютерной безопасности, программированию и сетям. Это как минимум.

Наверно должен быть практикум, где ученики смогут осваивать современные информационные технологии, программные средства и среды разработки (текстовые, табличные, графические процессоры, системы программирования и др.).

Столь обширный учебник по информатике должен предполагать разные уровни обучения. Материал должен генерироваться в зависимости от возрастных и психологических данных ученика.

Презентации по информатике, методические рекомендации для учителя, анимации, фильмы, динамические картинки, обычная коллекция картинок по информатике должны быть как само собой разумеющееся.

Все вышесказанное наталкивает на мысль, что современный электронный учебник может находиться в Интернете и представлять собой ничто иное, как сайт. Уже сейчас можно наблюдать, как наиболее продвинутые в части информационных технологий учителя выкладывают свои методические разработки в сеть. Какие-то из них обязательно создадут стоящий интерактивный учебник, который превзойдет по своим возможностям и привлекательности многие бумажные учебники по информатике и другим школьным предметам.


Планета Информатики (учебник, уроки, картинки, презентации по информатике



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: