Объединение школ. Что радует и что тревожит?
Вопрос о роли личности в истории может касаться не только вопросов мирового масштаба, но историй отдельных учреждений. Обычно помнят основателя и опираются на заложенные им традиции. Иногда грустную память о себе оставляет тот, кто стал последним. В наши дни директорам школ со столетней историей приходится принимать решения о том, что самостоятельное существование вверенных им учреждений прекратится.
Когда вводилось подушевое финансирование учебных заведений, педагоги и ученые пришли в ужас. Крохотные школки, которые в чудесной защищенной атмосфере выращивали необыкновенных людей, обречены были на вымирание. На смену им придут экономически оправданные школы-гиганты, где директор из гениального педагога, отслеживающего личностный рост и интеллектуальное развитие каждого ученика, превращается в эффективного менеджера и только. Эпидемия безразличия неминуемо захватит всех учителей, которые тоже станут лишь менеджерами учебного процесса. В этой ситуации дети, которым уже сейчас в компьютерных играх лучше, чем в реальности, поневоле приспособятся к изменениям. Никто не может предсказать, как именно они это сделают.
Однако что сделано, то сделано, подушевое финансирование введено. И умные головы начали исследовать новое положение вещей. Обнаружились интереснейшие эффекты объединения школ в комплексы. В школе с двумя-тремя сотнями учеников детей с уникальной одаренностью может быть десятка два, но каждому нужно что-то свое, и ввести двадцать спецкурсов, на которые пойдет по одному ученику, невозможно, это никогда даже не обсуждалось. Но в школе-многотысячнике на каждый из уникальных спецкурсов запишутся десятки желающих. В этом случае есть смысл звать университетских профессоров или заслуженных деятелей искусств для детей с повышенной одаренностью.
Прежде они опирались лишь на моральную поддержку учителей, которые не могли быть профессионалами высочайшего уровня в специальных областях. Да и приходящим мастерам интересно искать родные души и продолжателей их дела среди большого числа детей с самыми разным характерами и врожденными способностями. Уже одно это дорогого стоит. А ведь есть еще и ресурсы пространства.
Вблизи школ могут быть музеи, выставки, концертные и спортивные залы, вузы, уникальные производства. Какой-либо отдельной школе устанавливать с ними связи затруднительно, но если пространство охвачено гигантским единым развивающим комплексом, то его трудно не заметить, и организации с большой вероятностью сами будут задумываться о связях с растущим поколением. Некоторые бабушки и дедушки с любовью вспоминают шефское движение своего детства. Взрослые друзья были серьезной поддержкой, нередко они давали подросткам больше любви и внимания, чем педагоги и даже уставшие родители.
Важно обеспечивать встречи большого числа разных взрослых с большим числом детей, чтобы каждый нашел близкую душу. Не менее важно и то, что самих детей будет много разных. Дружить ведь хорошо не с кем попало, а с похожими или дополняющими. Уникальная педагогическая система Антона Семеновича Макаренко с ее сводными отрядами, занятыми великим множеством полезных дел, вполне может прижиться в новых условиях.
Интересны и финансовые возможности комплексов. К примеру, комплекс может позволить себе не только организовать внеурочную занятость до позднего вечера, но и ночную группу, которая выручит ребят, приезжающих издалека. Ведь не секрет, что ради получения хорошего образования многие дети проводят от полутора до четырех часов в день в общественном транспорте. Четыре часа в неделю — это лучше, не правда ли?
Когда-нибудь учебные комплексы позволят себе размещение на своих территориях целых семей. Ведь там, где мама и папа увлеченно отдаются воспитанию своих потомков, хорошо и многим другим детям. Но мы живем не в деревне, где все всё обо всех знают и могут ходить друг к другу запросто, и воспроизведением доброй деревенской развивающей среды надо заниматься специально. Имея основной дом за городом и удаляясь туда на выходные, семья может обойтись в городе крохотным помещением, в котором едва помещаются две-три двухъярусные кровати. Можно сказать, что это нечеловеческие условия существования, особенно для дошколят и младших школьников. Но давайте сравним ночевку в тесной комнатке (которую никто не запрещает расширить, если есть возможность) со сном в метро и электричке по пути домой и в школу.
Можно, конечно, запретить такое издевательство над детьми, привязав образование к месту регистрации. И тогда богатые будут переезжать на новые места, а бедные — отказываться от образования. Потому что в некоторых школах на местах идет подготовка к криминальному будущему. Надеюсь, никто не будет делать вид, что этого нет.
Громадный школьный комплекс дает уникальные возможности для развития детей. А развитие может идти в разных направлениях. Администрация может воспользоваться помощью ребяток покрепче для установления дисциплины, как бы развивая лидерские способности. Шайки и банды могут организоваться и без помощи администрации. Никакой психолог не сможет предотвратить кровавые разборки между враждующими группами и кланами. Нет способа защитить слабых ребят от издевательств, если они начнутся. Спастись можно только бегством. И потому какой-то процент детей будет ездить через весь город, лишь бы не встречаться с соседскими детишками. Ездить будут не те, у кого родители могут нанять персонального охранника или снять квартиру в нужном месте для няни с ребенком. Если школы становятся гигантскими, как вузы, то хорошо бы, подобно вузам, обеспечивать и проживание малообеспеченных учеников из удаленных районов.
Как много интересных событий можно организовать в образовательном комплексе! Кого-то волнует законодательное сокращение учебной недели до пяти дней, но в комплексе хотелось бы видеть наполненную жизнь с утра до вечера семь дней в неделю. Не исключено, что культурно-научно-производственный комплекс, в котором наши дети будут как у себя дома, окажется новой формой жизни для всего общества, на которую стоит смотреть с оптимизмом.